Музыкальная педагогика и тенденции её дальнейшего развития. Методическое сообщение на тему: "Информационные технологии в музыкальном образовании" Информационные технологии в современном музыкальном образовании

1

Статья посвящена такой актуальной проблеме профессионального образования, как использование информационных технологий в структуре современного музыкального образования. Данные технологии рассматриваются как возможный инструмент разрешения противоречий между необходимостью оптимизации процесса музыкального обучения с помощью внедрения информационных, информационно-коммуникативных и компьютерных технологий и отсутствием теоретического и методического обоснования их использования в современном музыкальном образовании. В данной статье проблема использования информационных технологий в процессе обучения музыке проанализирована с позиций философии, педагогики и психологии. Автором были выделены основные направления развития процесса интеграции традиционного и дистанционного видов обучения музыке, выявлены основные причины недостаточного использования компьютерных методов музыкального обучения, а также было определено место процесса дистанционного музыкального обучения в проблематике современной науки.

информационно-коммуникативные технологии

современное музыкальное образование

педагогические технологии дистанционного обучения

дистанционное обучение музыке

информационные технологии

1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы // Интеграция образования. - 2002. - №2/3. - С. 99-105.

2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1989. – С. 15-23.

3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263с.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – Т. 3. - 399 с.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - №4 (9). - С. 123-138.

6. Дьяченко Н. Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: 1983. - 200 с.

7. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: 2000. -196 с.

8. Ключкова Е.Ю. Основные направления процесса интеграции дистанционного и традиционного музыкального образования // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 марта 2014 г.). - М., 2014. - С. 39-42.

9. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в университете: традиции и инновации // Высшее образование в России. - 2011. - №6. - С. 84-90

Активное развитие различных видов техники, в том числе и компьютерной, начавшееся в середине XX века и охватившее все сферы деятельности человека, теперь является неотъемлемой частью действительности. Электронные технологии используются повсеместно, в науке и культуре, в быту и при организации досуга. В музыкальной педагогике подобные методики появились только в последние десятилетия, однако они уже приобрели большое значение в сфере творческой деятельности, что не могло не отразиться на учебных планах различных профильных заведений, где стали внедряться курсы музыкальной информатики и электронной музыки для композиторов. Также стали возникать компьютерные классы в музыкальных школах, сформировались такие направления, как звукозапись для звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, звукотехников и звукооператоров. Во многих частных музыкальных школах ведутся занятия для концертных и радио DJ(ди-джеев). Также активно, особенно в последнее время, обсуждается вопрос формирования самостоятельной формы дистанционного музыкального обучения.

Следует отметить, что музыкально-педагогический процесс изначально весьма консервативен. Это объясняется тем, что методика преподавания, особенно исполнительских дисциплин, складывалась и выверялась на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Традиции и опыт многих авторитетных педагогов, зафиксированные в авторских методиках, определяют устойчивость форм и видов обучения, репертуара, взаимодействия между учителем и учениками. Однако все вышесказанное совершенно не означает, что в музыкальной педагогике не происходит никакого развития. Имеется в виду всего лишь определенная устойчивость и преемственность традиций, основанных на эмпирически обусловленных методах работы. Особенно это касается представителей исполнительского направления музыкальной деятельности, которые являются подавляющим большинством среди всех обучающихся музыке .

С данным фактом связаны и формы обучения, так как исполнительские навыки передаются через личный контакт с педагогом в процессе индивидуальных занятий, а не при помощи лекций, предназначенных для широкой аудитории. Поэтому ограничиться разработкой методических руководств по овладению инструментом невозможно, как не представляется реальным подменить различными рекомендациями процесс живого общения с педагогом по специальности. Именно в этом заключено самое главное отличие музыкально-педагогического процесса от других форм организации обучения, принятых в других учебных заведениях гуманитарного направления.

Однако, в музыкальной деятельности есть ряд дисциплин (например, теоретические и историко-теоретические дисциплины) которые не предъявляют строгих методических требований к организации учебного процесса. Именно с этим связан тот факт, что первые комплексы по развитию слуховых навыков и чувства ритма, компьютерные программы и дистанционные курсы были разработаны в США по предметам «Элементарная теория музыки», «История музыки», «Сольфеджио» (Дж. Эванс, Р. Глейзер и Л. Е. Хомм и др.). В этом же направлении работали педагоги различных учебных заведений, среди которых ведущие музыкальные и музыкально-педагогические ВУЗы страны.

Стоит отметить, что, несмотря на активное внедрение методов дистанционного обучения в музыкально-педагогический процесс, отношение к этому в среде преподавателей весьма неоднозначное. Определенное негативное отношение к компьютеризации музыкальной сферы деятельности человека связан не только с общим консерватизмом музыкально-педагогических устоев, но и с рядом проблем, связанных с организацией процесса формы обучения на расстоянии. Для успешного получения знаний и овладения умениями и навыками необходимо выполнение ряда педагогических условий, которые являются обязательными для успешного учебного процесса, таких, как наличие оборудования у всех участников, владение навыками работы с компьютером и сетью Интернет. Перед руководством учебного заведения всех уровней, как правило, встают вопросы: кого, чему и как обучать при внедрении дистанционной формы обучения?

Во многих профильных музыкальных учебных заведениях России уже сейчас существует разновидность дистанционной формы обучения в виде мастер-классов. Однако, данная форма получения информации носит разовый характер и, как правило, очень ограничена по времени. Для представителей отдельных направлений, например, для звукорежиссеров, существуют курсы повышения квалификации как с получением дипломов и сертификатов, так и без таковых. Отдельных полноценных факультетов удаленного музыкального обучения в России пока не существует, хотя основы законодательного урегулирования системы дистанционного образования были зафиксированы впервые в 1995 г. Целым рядом законодательных актов, в которых были прописаны основные понятия, цели и задачи, связанные с дистанционной формой обучения. Основным же документом, регламентирующим применение новых технологий в образовательной сфере, на данный момент является Федеральный Закон Российской Федерации №11-ФЗ, который регулирует изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В данном законе впервые были зафиксированы основные определения, касающиеся применения электронных ресурсов в обучении и неконтактных образовательных технологий. Данный документ является полноценной законодательной основой и открывает возможность для организации дистанционного обучения в учебных заведениях любого уровня .

Однако, несмотря на радужные перспективы, связанные с государственной поддержкой дистанционного образования во всех сферах науки, по-прежнему остается открытым вопрос, чему можно учить при помощи данной формы организации педагогического процесса?

Анализируя программы дистанционного обучения в России и за рубежом, можно сделать вывод, что данная форма используется, прежде всего, в тех специальностях, где основой являются не практические навыки, а теоретические знания. Программ, связанных, например, с искусством, медициной или спортом очень мало, так как в процессе передачи практических навыков без непосредственного контакта возникает ряд проблем, в том числе экономических. Что же касается уже существующих программ, то отсутствует необходимая статистика успешности применения не отдельных технических программ, а самостоятельной формы удаленного обучения. По сути, единственным в мире аккредитованным музыкальным заведением, осуществляющим полноценный процесс дистанционного обучения музыке, в том числе и по исполнительскому направлению, является колледж «Беркли-online», который ежегодно выпускает десятки дипломированных музыкантов во всем мире, обучавшихся по программе удаленного обучения. Во многих музыкальных учебных учреждениях развиваются отдельные виды дистанционного обучения, такие, как тиражирование DVD или CD дисков с записями лекций, концертов, мастер-классов, видеоконференции, внедрение обучающих сред типа MOODLE в рамках преподавания теоретических дисциплин. Особое распространение Интернет-технологии получили среди студентов музыкальных учебных заведений в связи с возможностью просмотра и анализа концертных записей выдающихся музыкантов прошлых лет, которые со временем приобрели не только эстетическое, но и воспитательное обучающее воздействие.

Однако, следует отметить, что, несмотря на существенные плюсы дистанционного музыкального образования, многие педагоги по-прежнему относятся к данной форме обучения настороженно. Это связано, в первую очередь, с тем, что для использования компьютера и информационных технологий в обучении, необходимо обладать определенными знаниями, умениями и навыкам в технической области или постоянно взаимодействовать со специалистом в данной сфере. При этом педагог должен осознавать реальные возможности электроники в рамках музыкального обучения, отдавать себе отчет в том, насколько успешным будет применение методов дистанционного обучения в учебно-методической работе, владеть навыками составления алгоритмов компьютерных обучающих программ, обладать знаниями в области оптимизации предоставления компьютерной информации. Именно с этими факторами связана сложность в организации самого процесса получения музыкального образования в удаленной форме. Педагоги многих учебных заведений, занимающиеся данной тематикой, задаются вопросом, как именно осуществить внедрение удаленных форм обучения в образовательный процесс .

Ментюков А.П., считает, что единственную и наиболее эффективную возможность использования различных вариантов дистанционного обучения предоставляет на данный момент разработка методических пособий по дисциплинам исторического и теоретического цикла и их активное распространение через сеть Интернет. При этом должны учитываться пожелания будущих абитуриентов, студентов, уже обучающихся в учебных заведениях или самостоятельно, а также должна учитываться перспектива использования этого контента в образовательном процессе.

На сегодняшний день только два учебных заведения в России имеют на своих Интернет-сайтах разделы, в которых представлены материалы, предназначенные для получения дистанционного образования - это колледж им. Гнесиных и Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки. Это связано с тем, что область удаленного музыкального обучения еще находится в стадии развития, учебные электронные пособия и авторские видеоматериалы педагогов только создаются. В первую очередь разработка компьютерных обучающих программ затрагивает теоретические дисциплины, такие, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки и некоторые другие.

Подобную картину можно наблюдать не только в России, но и в большом количестве других стран, хотя во многих учреждениях существует возможность компьютерного обучения, но, как правило, она ограничивается доступом к ресурсам нотной библиотеки, архиву аудио и видеозаписей, тестам самоконтроля, как это было осуществлено, к примеру, в Массачусетском Технологическом институте или в Йельском университете.

Если приводить конкретные примеры, то среди зарубежных разработок, посвященных дистанционному музыкальному обучению, можно выделить несколько наиболее интересных и популярных компьютерных программ и интернет-ресурсов (ViolinLab, Ear-Master, MusicwareExplorer, SingingTutor), которые можно рассматривать в качестве технического средства обучения, помогающего в получении знаний, формировании общих музыкальных и специальных умений и навыков. Самой известной из перечисленных программ является «EarMaster» («Мастер развития слуха»). Данная программа предназначена для развития музыкального слуха и чувства ритма и используется на начальных этапах обучения музыке в частных музыкальных школах. Если говорить об обучении игре на инструментах, то для дистанционной формы используется чаще всего гитара. В качестве наглядного примера можно рассмотреть музыкальную обучающую программу «GuitarHero». Красивая графика, привлекательное в тембровом отношении звучание инструмента и простота изучения нот в виде табулатур делают данную программу весьма популярной у начинающих. Принцип работы подобных программ построен на воспроизведении записи мелодии или пьесы и графическом изображении расположения нот на грифе и времени их нажатия.

Также существует множество программ для написания и редактирования нот (Finale, Sibelius, GuitarPro, Score), работы с аудиофайлами (SoundForge, Cakewalk и др.), звукозаписи (ProTools, Cubase, Nuendo и др.). Данные программы в соответствии с образовательными стандартами, принятыми в России, теперь входят в учебный план дисциплины «Музыкальная информатика» .

Несмотря на низкий уровень использования компьютерных технологий в музыкальном педагогическом процессе, развитие в данной отрасли продолжается. Об этом свидетельствует появление курсов музыкальной информатики и электронной композиции, которые преподаются не представителями технических наук, а музыкантами. Популяризация звукорежиссуры тоже способствует повышенному вниманию к компьютеру со стороны музыкантов. Также позитивно влияет на процесс развития дистанционного образования модернизация индустрии музыкальных инструментов. Огромный выбор синтезаторов, электрогитар, электронных барабанных установок, электроскрипок и др. также вызывает интерес в музыкальной среде и требует определенной методики преподавания. Именно в этой отрасли преподавания основ игры на электроинструментах и происходит основное развитие дистанционных форм образования в виде видео-уроков, курсов лекций, записанных на диски, компьютерных программ, предназначенных для создания табулатур (например, GuitarPro), online-занятий при помощи программы Skype и др..

В заключение следует отметить, что актуальность внедрения методов дистанционного обучения в систему музыкального образования тесно связана с общей ситуацией в современной педагогике, ориентированной на развитие и укрепление межпредметных связей, среди которых наиболее активно развивается взаимодействие с техническими направлениями и средой компьютерных технологий. Также очевиден тот факт, что электронная музыка постепенно привлекает все больше внимания со стороны профессиональных музыкантов и композиторов, как в академической среде, так и в других музыкальных стилевых направлениях. Отдельно следует сказать, что наличие определенных проблем в художественном воспитании подрастающего поколения подталкивает к поиску различных решений, учитывающих современные технологии, окружающие учеников в их повседневной жизни.

Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;

Немыкина И.Н., д.п.н., профессор кафедры музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ключкова Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19703 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Общеэкономический факультет

Реферат на тему:

Информационные технологии в музыке

Санкт-Петербург 2009


Введение

1. Новые технологии и музыка

2. Звукозапись

3. Перспективы развития информационных технологий в музыке

Список используемой литературы


Введение

Одной из главных характеристик постиндустриального периода следует считать быстрое развитие электронных технологий, способствовавших автоматизации хранения и обработки информации с помощью ЭВМ.

Появление достаточно мощных компьютеров и новых компьютерных технологий оказало огромное влияние на формирование современной музыкальной культуры. Возможности современных компьютеров увеличиваются с каждым днем параллельно достижениям в научно-технической сфере и разработкам в области программирования.

Наступило время зрелых конструктивных отношений, время строительства общего здания, где обе стороны будут ощущать возрастающую потребность во взаимно обогащающих проектах. Столь различные и некогда казавшиеся далекими сферы интеллектуальной деятельности человека за последние десятилетия ушедшего века не только прониклись взаимным уважением, но уже можно смело пророчить блестящее плодотворное развитие их сотрудничества.

Очевидность предоставляемых музыкальным компьютером принципиально новых возможностей в развитии профессионального мышления музыканта во всех сферах музыкального творчества неизбежно приведет к нарастающему внедрению музыкально-компьютерных технологий, что позволит существенным образом дополнить и даже изменить сам характер труда композитора, музыковеда, исполнителя и педагога.

Многочисленные эксперименты с электронными (и не только) машинами, способными извлекать звук, привели к возникновению различных способов написания музыки, а отсюда и к появлению разнообразных стилей и направлений. Новое звучание, необычное и непривычное уху стало новаторством в музыке. Многие известные современные композиторы, например, К. Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке, несмотря на сложность работы с техникой, создавали произведения с применением новых электронных инструментов или только на них.

Развитие самой электронной вычислительной техники уже на ранних этапах привело ее к «вторжению» в музыку. Уже в 50-х годах, используя самые первые ЭВМ, ученые делали попытки синтезировать музыку: сочинять мелодию или аранжировать ее искусственными тембрами. Так появилась алгоритмическая музыка, принцип которой был предложен еще в 1206 году Гвидо Марцано, а позднее применен В.А. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов - написание музыки согласно выпадению случайных чисел. Созданием алгоритмических композиций занимались К. Шеннон, Р. Зарипов, Я. Ксенакис и другие. В 80-е годы у композиторов появилась возможность использовать компьютеры, снабженные специальными программами, которые могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, а также позволили создавать новые тембры, печатать партитуры собственных творений. Стало возможным использование компьютера в концертной практике.

Итак, сегодня компьютер является мультитембральным инструментом и неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии. Несомненно, само слово «студия» у многих людей ассоциируется с понятием «массовой культуры» или «третьего пласта», т. е. с проявлениями поп-культуры и современного шоу-бизнеса. Пожалуй, это один из главных факторов, который привлекает абитуриентов при поступлении на звукорежиссерские или любые другие факультеты, так или иначе, связанные с музыкально-компьютерными технологиями. Возникает вопрос: какую роль играет внедрение компьютеров в образование будущих педагогов-музыкантов?

Вполне допустимо, что какой-то определенный тембро-ритмический код компьютерной музыки поможет лечить и некоторые болезни. Доступность компьютерной техники и удобство программного обеспечения создадут невиданные по масштабам условия для музыкального творчества (музыкального «рукоделия»), сопоставимые отчасти с нынешним лавинообразным распространением любительского музицирования в поп- и рок-стилях. Выражения: «моя музыка», «моя домашняя студия», «мои компакт-диски», «мои видеоклипы», «мой музыкальный сайт» (везде «мой» - в значении «мной созданный») также станут привычными массовыми понятиями. Каждый желающий сможет попробовать себя в роли композитора, аранжировщика, звукорежиссера, сочинителя новых тембров, звуковых эффектов.

На фоне такого массового увлечения многократно возрастет престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменится, станет более высокотехнологичным и интенсивным, гибко настраиваемым на любые специфические задачи. Каждый учитель музыки в специальном лицее или общей школе (безразлично) в совершенстве будет владеть музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт, качественно записать его на цифровой диск и затем дарить своим воспитанникам такую запись на память о прекрасной поре детства и юности.

1. Новые технологии и музыка

Влияние новых технологий на музыку прослеживается с древнейших времён. Музыка развивалась вместе с развитием средств её исполнения, то есть музыкальных инструментов. Невозможно представить себе, например, сороковую симфонию Моцарта, сыгранную, допустим, на ветке, торчащей из пня. А ведь именно отсюда и берёт начало музыка. Какой-нибудь там троглодит в мезозойскую эру сидел и от нечего делать дёргал ветку. Другой троглодит шел мимо, услышал звуки, уловил в них некую гармонию и решил тоже попробовать. Третий, самый умный троглодит, догадался, что лучше дёргать не ветку, а какое-нибудь волокно, например конский волос, сделал ему оправу из дерева и поперёк неё натянул этот самый волос. Вот примерно такая история рождения первого струнного щипкового музыкального инструмента. Замечу, что если бы третьему троглодиту не была бы известна технология обработки дерева, то ничего бы у него и не вышло бы.

В дальнейшем с развитием в основном деревообрабатывающей и металлургической технологий люди начали замечать зависимость звука от породы дерева, из которого изготовлена оправа. Также непрочный конский волос уступил своё место металлической струне. И вот где-то за две тысячи лет до нашей эры появляются такие инструменты, как лира или арфа.

За весь период человеческой истории от изобретения лиры до наших дней было создано огромное количество музыкальных инструментов. Но наибольшему влиянию новых технологий за последние сто пятьдесят лет подверглись три группы - клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).

Когда было открыто электричество, люди стали пытаться применить его практически во всех областях своей деятельности. Не стало исключением и классическое фортепиано. Люди пытались сделать колебания струны незатухающими, то есть хотели, чтобы громкость звука не уменьшалась со временем, как у духовых инструментов. В результате было придумана такая конструкция: под клавишей устанавливался контакт, который включал электромагнит. Одновременно с этим, как и в обычном фортепиано, молоточек ударял струне, она начинала колебаться, и когда она доходила до магнита, он выключался путем нажатия струной на другой контакт. Когда же струна под действием упругих сил отклонялась обратно, то контакт размыкался, и магнит опять начинал работать и притягивать к себе струну. Из-за того, что струна периодически касалась контакта на электромагните, этот инструмент имел очень резкое звучания и поэтому не получил большого распространения.

Другой клавишный инструмент - орган - страдал другой проблемой: своей дороговизной и размерами. Ведь там для каждой частоты нужна была своя труба, поэтому классические органы занимали целые залы. Да и мехи для него нужно было качать непрерывно. С изобретением электрического генератора возник вопрос об его использовании в музыкальных инструментах - ведь если его вращать с разной угловой скоростью, то при подключении его к динамику можно слышать звуки разной частоты. Первый инструмент, использующий этот принцип, был изобретён в конце восьмидесятых годов позапрошлого столетия в Чикаго. Он был назван телармониум. Так как в нём для каждой частоты стоял отдельный генератор, то он занимал целый подвал. В этом подвале сидел музыкант, как правило опытный органист, и играл. В то же время был изобретён телефон, и первые динамики.

И вот, чтобы послушать музыку, чикагцы звонили по определённому номеру и подключались к телармониуму. Из- за своей громоздкости и сложности изготовления и настройки, телармониум не получил достаточно широкого распространения. Однако позднее на основе телармониума американским инженером Хаммондом в тридцатых годах прошлого столетия был создан инструмент, очень сильно напоминавший звучание органа. Его так и назвали - орган Хаммонда. Он получил очень широкое распространение в силу своей дешевизны и хорошего звучания. Также орган Хаммонда стали применять не только в классической музыке, но и в набиравшей в то время силу рок-музыке.

Современные клавишные инструменты - синтезаторы - произошли, в принципе, от органа Хаммонда. С развитием электроники люди старались как-то улучшить его звучание. Постепенно механические генераторы колебаний были заменены сначала мультивибраторами, а затем интегральными микросхемами.

Также с дальнейшим развитием микроэлектроники стало возможным получать практически любой тембр. В современной популярной музыке синтезатор сегодня - король и бог. Из-за простоты использования сейчас его используют все, кто хоть чуть-чуть умеет играть на фортепиано. Достаточно трёх классов обычной музыкальной школы, чтобы на нём более-менее сносно играть.

Информационные продукты и технологии в музыкальном образовании

Астахова Евгения Геннадьевна

преподаватель музыкальных дисциплин ВКГК

г. Усть-Каменогорск

Основные цели музыкального образования -- развитие слуха, музыкальной памяти, овладение музыкальным инструментом и свободное мышление учащегося языком мелодики, ритма и тембра. Опытом многих десятков поколений педагогов выработана система музыкального образования, в основе которой лежат индивидуальные занятия по принципу «педагог--ученик». Практика показывает также, что никакие технические средства обучения, в том числе и персональный компьютер, не смогут заменить эту веками сложившуюся пару, работающую в сложнейшей сфере человеческого сознания. Компьютерные технологии с успехом дополняют занятия музыкой и помогают педагогу делать уроки ярче и увлекательнее. С использованием новейших информационных продуктов в музыкальном образовании появились новые методики и технологии обучения, что значительно расширило возможности познания основ музыкального искусства. В данной статье исследуются некоторые вопросы применения информационных продуктов и технологий в разных сферах музыкального образования.

В настоящее время музыкальная педагогика претерпевает внедрение инноваций в процесс обучения игре на музыкальных инструментах. Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний и умений. Опираясь на традиционные методики подготовки юных музыкантов, используя личный накопленный опыт, прибегая к помощи научных разработок, педагоги получают в итоге качественно новый продукт, который и называется «инновацией». В современной обстановке это просто необходимо.

По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними, а порой и слабыми музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках обучения игре на музыкальном инструменте, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является, безусловно, тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Порой приходится разъяснять, казалось бы, и самые простые вещи: ведь то, что кажется само собой разумеющимся и понятным педагогу, не всегда представляется таким же учащемуся. Данную проблему помогают решать на уроках обучения игре на музыкальных инструментах информационные продукты и технологии.

Информационные технологии -- это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Информационные продукты -- программы, базы и банки данных, другая компьютерная информация.

Быстрое развитие и использование информационных ресурсов и технологий не только открывает новые возможности, но и ставит в целом новые задачи музыкального образования. Цифровая технология сделала своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а так же средства обучения. И сегодня, в век скоростей и прогресса, компьютерные технологии и информационные ресурсы все увереннее занимают свое место помощника учителя музыки при усвоении некоторых формальных правил музыкального языка и выработки определенных навыков. Занимательность при работе с компьютерными программами гораздо выше традиционного зазубривания, смысл которого познается только в зрелом возрасте.

Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить стойкий интерес ученика к обучению.

Существующие программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных школах, колледжах, ВУЗах можно поделить на группы. Это музыкальный инструмент обучение информационный

  • · Музыкальные редакторы
  • · Энциклопедии
  • · Игровые программы
  • · Программы-тесты и викторины
  • · Комбинированные программы

Любой из представленных информационных ресурсов в комплексе решает основные задачи музыкального образования и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения.

Музыкальные редакторы открывают учащимся возможности для экспериментирования с электронными звуками

Энциклопедии, такие, например, как CD-ROM-программы, предназначены для индивидуальной работы учащегося с компьютером. Они иллюстрируют учебный материал.

Игровые музыкальные программы очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Такие программы помогают активизировать внимание учащихся, больше прослушивать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программах, позволяет сделать ее нескучной и интригующей.

Программы-тесты и викторины разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Они создаются педагогами и учащимися для своего учебного заведения. Чаще всего тесты и викторины направлены на закрепление учебного материала.

Комбинированные программы. Данные информационные ресурсы объединяют возможности всех или нескольких групп программ.

В основе всех вышеперечисленных информационных продуктов лежит цифровой звук , который появился с развитием компьютерных технологий и всецело завоевал весь мир.

Со времен Моцарта и Сальери музыку и математику считают довольно близкими сферами. Взять хотя бы общепринятую систему нотной записи, которая основана на трех строгих метрических системах: высота звука (частота колебания упругого тела), громкость звука (амплитуда колебания) и темп (цифра метронома). Все это объединяется ритмом и гармонией -- своеобразной матрицей музыкального мышления.

Нотный текст это только план, программа реально звучащего произведения. Нотный текст несет в себе четкий ряд особым образом зашифрованных формальных знаков, понятных любому музыканту мира. По сути дела академические музыканты -- первые программисты, много столетий назад разработавшие алгоритм записи музыкального произведения.

Развитие вычислительной математики и радиотехники привело к тому, что звуки, используемые человечеством для повседневной жизни, стали переводиться из аналоговой в цифровую форму.

Цифровая звукозапись -- представление звука в виде набора бит (международная единица измерения количества информации), который последовательно описывает значение уровня амплитуды звуковой волны в каждый момент времени звучания звукозаписи. Затем эти значения обрабатываются в различных программах воспроизведения звука, называемых медиаплеер - аудио- и видеопроигрывателях. Звуковые данные для использования на компьютере и в цифровых проигрывателях, «упаковываются» и (часто) «сжимаются», при помощи различных алгоритмов кодирования -- кодеков, после чего -- записываются в файл-медиа контейнер (например, WAV или MP3). Размер файла звукозаписи может сильно варьироваться в зависимости от степени сжатия -- от нескольких килобайт до нескольких мегабайт на 1 секунду оцифрованного звука.

Оцифрованное представление звука получило свое широкое распространение благодаря удобным носителям - компакт-дискам, флеш-картам и MP3 проигрывателям , а также благодаря интернету. Файлы звукозаписи можно изменять при помощи программы-редактора , которая позволяет не только редактировать существующие, но также создавать новые файлы звукозаписи: отдельные звуки, аранжировки, мелодии.

Работа композитора опирается на четкую, столетиями выработанную регламентацию. Музыкальные законы и правила композиции сохраняются и при использовании продуктов компьютеризации. Поэтому вполне закономерно, что информационные продукты и технологии уверенно внедрились как в сферу общего музыкального образования, так и в сферу частных методик обучения музыке, в том числе и композиции. Введение в учебные программы музыкальных училищ и вузов предмета «Компьютерные технологии в музыке» предъявляет особые требования к учебному процессу. Согласно этим требованиям участники образовательного процесса системы училище-вуз обязаны овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для практически неисчерпаемого осуществления музыкальной творческой деятельности.Современное музыкальное образование предъявляет дополнительные требования к подготовке преподавателей музыки. Продолжается широкое развитие компьютерных технологий, проникающих во все сферы деятельности современного музыканта.

Таким образом, информационные продукты и компьютерные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учащихся, развивать их творческий потенциал, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Литература

  • 1. Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Информатика и образование. Политика в области образования и новые технологии. В 4 т.-УДК 378 007. “Глобус”: М. 1997.
  • 2. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. К., 2000. №1. С. 45-50.
  • 3. Бекенова Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] / материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
  • 4. http://ru.wikipedia.

Информационные технологии в музыкальном образовании.

В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Информационные технологии все более активно используются при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования.

В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

    технические средства: компьютерная техника и средства связи;

    программные средства, которые могут быть различного назначения.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

    в развитии личности (в развитии мышления, эстетического воспитания), формировании информационной культуры;

    в осуществлении общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»);

    в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций педагогических программных средств. По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

    компьютерные учебники (уроки);

    программы-тренажеры (репетиторы);

    контролирующие (тесты);

    информационно-справочные (энциклопедии);

    имитационные;

    моделирующие;

    демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

    учебно-игровые;

    досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания. Существуют следующие виды компьютерных образовательных программ:

    электронная музыкальная энциклопедия;

    библиотечные информационно-поисковые системы (нотные архивы);

    компьютерные программы контроля знаний.

Музыкальные компьютерные программы способствуют воспитанию художественного мышления музыканта; развитию музыкальных способностей; изучению основных понятий, терминов; формированию практических навыков; творческой деятельности обучающихся.

На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального обучения: программы, дающие теоретические знания; программы, направленные на развитие слуха; программы по музыкальной литературе; программы, дающие знания и навыки по специальности; программы, развивающие творческие способности; комбинированные программы.

    Программы, дающие теоретические знания. Направлены на усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений, основных теоретических понятий. Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д.

    Программы, направленные на развитие слуха, Включают в себя различные тренинги для выработки чистоты интонации, гармонического, мелодического слуха и т. д. Они содержат разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д. и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты интонации.

    Программы по музыкальной литературе . Это могут быть книги, энциклопедии, небольшие иллюстрированные справочники по различным музыкальным произведениям, содержащие набор музыкальных произведений в виде MIDI-файлов, краткие биографии композиторов и музыкантов. Тексты программ по истории музыки и музыкальной литературе иллюстрируются слайдами и репродукциями, фрагментами из музыкальных произведений, видеофрагментами, могут содержать дикторский текст, сопровождаемый слайд-шоу из подобранных музыкальных и художественных произведений и статьи. С помощью таких программ можно познакомиться с творчеством композиторов различных стран и эпох, узнать их биографии, получить информацию о созданной им музыке, узнать о различных жанрах музыкального искусства, знаменитых певцах и музыкантах, о музыкальных инструментах.

    Программы, дающие знания и навыки по специальности . Обеспечивают овладение каким-либо музыкальным инструментом – фортепиано, гитара и пр. (естественно, до определённого уровня).

    Программы, развивающие творческие способности. Как правило, это игровые обучающие программы общеразвивающего направления. С их помощью дети учатся сочинять или, например, составлять как из кубиков, несложные мелодии, играют с разными вариантами ритма, инструментов и создают уже свои композиции.

    Комбинированные программы . Содержат знания по истории, теории музыки, основам композиции. Включают в себя лекции, упражнения, игры, развивают творческие способности.

Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике. Появляются новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, музыкальные компьютеры). Применение систем мультимедиа в музыкальном образовании позволяет использовать для учебных целей записанные на лазерных компакт-дисках музыкальные энциклопедии, книги, справочники, различные антологии. Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Музыкальные компьютерные технологии также широко применяются во внеурочной и концертной деятельности.

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо как для профессиональной подготовки исполнителей, так и для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

Кроме того, внедрение информационных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов -музыкантов медиакомпетентности, умения обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки работы с информацией, способствует повышению квалификации самого педагога.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром», позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Таким образом, информационные технологии - это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения в преподавании музыкальных дисциплин. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Грамотное и систематическое применение информационных технологий дает обучающимся, преподавателям возможность более эффективного распределения времени для реализации творческого потенциала.

Внедрение новых информационных технологий в практику музыкального образования способствует совершенствованию устоявшихся форм и методов обучения. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, повышать эффективность и качество учебно – воспитательного процесса.

Современные технологии оказывают положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры обучающихся, развитие наглядно-образного мышления, музыкальных знаний, умений и навыков, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, способствуют усилению мотивации учения.

Министерство образования и науки челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

В.А. Кулиева

Использование информационных технологий в музыкальном образовании

Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки

Челябинск 2014

Кулиева В.А. Использование информационных технологий в музыкальном образовании. Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки. Челябинск, 2014, ЧПК №1. – 16 с.

В этом учебном пособии рассматриваются проблемы профилактики в данной деятельности, выявлены наиболее существенные недостатки в рассматриваемой сфере, сформулированы и предложены рекомендации по совершенствованию музыкального образования специалистам, работающим с учащимися и студентами педагогического колледжа.

1.1. Понятие информационных технологий…………………………….….3

1.2. Возможности информационных технологий в образовании…............5

1.3. Мультимедийная презентация. Виды. Классификация……………….7

1.5. Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки…..11

Заключение……………………………………………………………….......16

Использование информационных технологий в музыкальном образовании.

1.1.Понятие информационных технологий.

Понятие «технология» раньше относилось к сфере промышленного производства и обозначало систему взаимосвязанных способов обработки различных материалов и приёмов изготовления того или иного вида продукции. Применительно к информационным процессам с учётом их специфики можно сказать, что информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.

Древние греки считали, что технология (techne – мастерство + logos – учение) – это мастерство (искусство) делать вещи. Более ёмкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества. Технология – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью считывания трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надёжности и оперативности.

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. Следует заметить, что в каком – то смысле информационные технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

1. Предметом (объектом) обработки (процесса) является данные, а целью процесса является получение информации;

2. Средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

3. Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с донной предметной областью;

4. Критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность, полнота.

Три технологических достижения составляют основу информационных технологий:

1. Появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски);

2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передач данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);

3. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и т.д.);

Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие. Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы. Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т.п. Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использование информации. Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни.

1.2. Возможности информационных технологий в образовании.

В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Термин «компьютерная технология обучения» с учётом широких возможностей современных вычислительных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Поэтому и термин «компьютерная технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно. Систематические исследования применения информационных технологий в образовании ведутся около шестидесяти лет. Программные продукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстративного характера; электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажёры; тестовые программы; электронные учебники. В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем. В сфере обучения сегодня, особенно с использованием операционной системы Windows, появились и новые возможности. Прежде всего, это диалоговое общение в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало возможным широко применять графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах позволяют доходчивее передавать информацию обучаемому, облегчают её понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию интуиции, образного мышления. Возросшая производительность персональных компьютеров позволила достаточно широко применять технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.

Помимо мультимедийных лекций существует множество других электронных продуктов учебного назначения таких, как образовательные электронные ресурсы, электронные издания, электронные учебники, электронные учебно-методические пособия. Возможностью создания электронного продукта учебного назначения является использование современной технологии гипертекста. Современные информационные технологии существенно расширили трактовку понятия гипертекст. Гипертекстовые связи могут быть установлены не только между фрагментами текста. Узлами гипертекстовой сети являются различные элементы представления учебного материала. Между собой могут быть связаны: текст и экспериментальная модель, наглядное пособие и сетевая база данных, график некоторой зависимости и элемент видеоряда. Технология гипертекста представляет широкие возможности для создания качественных учебников. Современный электронный учебник отличает «удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию и возвращаться уже к пройденному материалу». При проектировании такого учебника можно заложить гиперссылки, опираясь на индивидуальные особенности человеческого мышления по связыванию информации и организации соответствующего доступа к ней на основе ассоциативного ряда. Применение гипертекстовых технологий при создании учебников даёт ряд неоспоримых преимуществ и зарекомендовано как средство повышения эффективности учебного процесса.

1.3. Мультимедийная презентации. Виды. Классификация.

Мультимедийная презентация - набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле.

Мультимедийная презентация является эффективным способом поддержки объяснения нового материала, позволяя акцентировать внимание на:

Главном, существенном;

Новых понятиях, формулах и т.д.;

Иллюстративных образцах;

Классификации материала.

Целесообразно использовать презентацию и в тренировочных формах закрепления изученного материала. Примером может быть выполнение самостоятельной работы по алгоритму, когда последовательность операций высвечивается на экране в определенном временном режиме.

Виды презентаций.

Вид презентации Назначение

Презентация-лекция. Демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации.

Презентация-электронный учебник. Дидактический материал для самостоятельного изучения учениками нового материала, осуществления первичного закрепления.

Презентация-задание. Содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания ответ.

Презентация-тест с анимацией. Содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные.

Презентация-тест с гиперссылками. Содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос.

Презентация-модель. С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи.

Презентация-контроль. Для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-текст, в конце указать критерии оценивания работы.

Слайд-шоу. Демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.

Презентация-выступление(отчет). Для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы; не рекомендуется располагать на слайдах много текста, необходимо его преобразовать в схемы, диаграммы.

Классификация презентаций.

По направленности на определенную аудиторию:

Для работы в аудитории с проецированием на большой экран;

Для самостоятельной работы за ПК.

По функциональному использованию:

Деловая;

Учебная;

Обучающая;

Прикладная;

Развлекательная.

По характеру представляемой презентации:

Текстовая;

Аудио-видео;

Иллюстративная;

Комбинированная.

По структуре и управлению:

Линейная с жесткой последовательностью кадров;

Линейная с эффектом анимации;

Гипертекстовая;

В форме Интернет-страницы;

С эффектами скрытых слайдов.

Для создания качественной презентации необходимо придерживаться четырех принципов построения:

1. Зачем?

2. Что?

3. Как?

Зачем эта презентация учителю и ученику?

Что разместить на слайдах?

Как представить информацию на слайдах?

Общая структура презентации:

Заголовок;

План;

Список литературы к теме;

Комплект слайдов, раскрывающих содержание темы;

Вывод к теме.

Правила оформления структурных элементов презентации.

Заголовок:

Фон слайда отличен от основного фона презентации;

Название темы обязательно;

Возможно художественное дополнение;

Текст выравнивается преимущественно по центру;

Размер и цвет шрифта должен быть читабельным, не менее 24 и не более 30.

План:

Должен быть выдержан в общепринятой графической форме;

Пункты плана отделяются точкой с запятой, в конце обязательно ставится точка;

Должен содержать не более 3-7 пунктов;

Список литературы:

Вносится при необходимости;

Назначение – для самостоятельной работы студентов;

Шрифт не менее 20.

Комплект слайдов:

Количество слайдов рассчитывается индивидуально;

Слайды выстраиваются согласно плану;

Любой слайд может содержать:

Заголовок:

Точку можно ставить только между предложениями;

Заголовки должны быть краткими;

Размер шрифта от 24 до 30;

Основной текст:

Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы;

Размеры шрифта 20-24;

Количество строк на одном слайде не должно превышать 7-8;

Выделение ключевых слов внутри текста выполняется с помощью другого цвета, курсива.

Изображение:

Занимает не более 60% размера слайда;

Количество изображений на одном слайде не более 10-20% размера слайда.

Диаграмма:

Название диаграммы обязательно;

Диаграмма занимает все место на слайде;

Линии и подписи должны быть хорошо видны.

Таблица:

Название таблицы обязательно;

Таблица заполняется цветом, отличным от цвета фона;

Оформление «шапки» таблицы должно отличаться от оформления содержания таблицы.

1.5. Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

Используя возможности программы Power Point можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации для всех предметов музыкально-теоретического цикла.

Большое внимание надо уделить заготовкам информации. Кто владеет технологией компоновки пакета слайдов в программе Power Point, наверное удивится этому. Однако это не просто заготовки. Так можно называть все виды информации. Такие материалы являются самостоятельными дидактическими ресурсами. И работа над ними, поначалу в стихийном порядке, в случайном выборе жанров и видов, - это полноценная методическая работа по внедрению ИКТ. По существу, любые компьютерные иллюстрации на уроках, даже без какого-либо оформления, уже являются электронными методическими ресурсами.

Необходимость начального этапа – этапа накопления и создания электронной информации – вполне объяснима. Собирать и копить материалы, понимая, что это и актуальные разработки, и одновременно заготовки будущих цельных ресурсов, целесообразно. Разумеется, без них невозможно комплектовать презентацию. Но отдельные заготовки имеют вполне самостоятельный смысл и ценность.

В рамках презентации используются графические материалы, текст, видео и фотографии, в том числе и организованные в виде слайд-шоу, анимационные вставки, элементы трехмерной графики, и, конечно же звуковое сопровождение, включая фоновую музыку и дикторские пояснения.

Среди наиболее ярких отличий мультимедийной презентации от прочих способов подачи информации можно выделить высокую насыщенность информацией и высокую интерактивность. Презентация может очень гибко адаптироваться под реакцию слушателей, например, меняя темп подачи информации, если при создании заложить такую возможность.

В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.

Презентация может не только преподносить учебный материал в аудитории, но и обслуживать все дидактические формы. Объяснение, контроль и креативные виды заданий в «мониторном» формате сопровождаются компоновкой мультимедийных информационных объектов для показа на экране. В музыкальных дисциплинах такой показ, разумеется, включает звучание. Теоретическая информация – заголовки, формулировки, описания – компонуются на мониторе и стационарном экране не только с изобразительным, но и еще и со звучащим (голосовым и музыкальным), а также видео с сопровождением. Вариантов расположения материалов, так называемых алгоритмов, великое множество, и в первую очередь зависят они от степени творческого воображения педагога.

Например, одна из таких схем – более традиционный вариант:

1. Теоретический текст с фактами, общей характеристикой, разбором.

2. Иллюстрации звучания и нотные примеры для анализа.

3. Просмотр видеофрагментов (прослушивание целых номеров или сцен).

4. Изобразительные материалы (могут добавляться «инкрустациями» в теоретический текст).

Создавая компьютерную презентацию – конкретную разработку урока на основе предварительно собранных материалов можно избрать более динамичный вариант – открыть презентацию, например, не названием темы, а видео иллюстрацией, звучанием музыки, поэтическим эпиграфом. Сама тема может прозвучать потом, главное, максимально эстетизировать подачу учебного материала и теоретической идеи.

Что касается презентации теоретической информации, то здесь также много возможностей. Визуальная форма представления информации, конечно, способствует ее лучшему запоминанию: такая форма вызывает любопытство. Чисто текстовые фрагменты будут скучны, поэтому лучше пользоваться комбинированными страницами - с изобразительными объектами и одновременным звучанием музыки.

Звучание музыки и показ видеоматериалов как элементы компьютерной презентации позволяют во много раз увеличить наглядность в преподнесении музыкальных знаний и сэкономить много организационных усилий.

Самый большой эффект наглядности обучения с компьютером в сфере компьютерной презентации музыкального материала достигается одновременной трансляцией звучания и визуального обзора нотного текста. Презентация нот с помощью компьютера – это всего лишь эффективная современная форма наглядности учебной информации. Нотный текст на экране (после устного объяснения, предъявления в экранном режиме теоретических фрагментов) удобен для визуального обзора. Таким образом, экран (монитор) становится примитивной электронной доской. Методический прием «слушание музыки нотами» - не единственный в арсенале презентации нотного текста при электронной поддержке уроков. «Нарезка» нужных строк, а также пометки, которые необходимо сделать в нотном тексте при объяснении в области теории музыкального языка, средств выразительности, аналитического разбора.

Создание слайдов позволяет многоканально воздействовать на восприятие. Слово преподавателя и экспонированные на экране словесные формулировки и ноты, в сочетании со звуковой и видео иллюстрацией, создают комплекс знаний, эмоционально окрашенный и точно ориентированный.

Возможна также и изобразительная хрестоматия - очень полезная и необходимая для музыкального обучения. Она комплектуется из репродукций и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, документов и так далее. Аналогично можно представить видео хрестоматию, составленную из концертов, фильмов, интересных видео фактов и тому подобное.

Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Заключение

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в образовании, на них возлагаются большие надежды, использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения.

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.

Мультимедиа могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях и в дисциплинах и находящихся на стыке нескольких предметных областей.

Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Методика музыкального образования: учебник для вузов [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Музыка, 2006. – 336 с.

2. Богачинская Ю. С., Гончарова О. В., Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / Ю. С. Богачинская, О. В. Гончарова. – М: Академия, 2012. – 256 с.

3. Вихрев В. В., Христочевский С. А., Федосеев А. А., Филинов Е. Н., Информационные технологии. Учебное пособие [Текст] / В. В. Вихрев, С. А. Христочевский, А. А. Федосеев, Е. Н. Филинов. - М.: АРКТИ, 2001. – 164 с.

4. Глушков, В. Н. Информационные технологии [Текст] / В. Н. Глушков. – М.: Олимп, 2001. – 592с.

5. Иванова, Н. В., Подгорская Т. А., Шакирова О. Г. Создателям учебной презентации: требования гигиены и дизайна. Методические рекомендации преподавателям и студентам [Текст] / Сост. Н. В. Иванова, Т. А. Подгорская, О. Г. Шакирова. –Челябинск, ЧГПК №1, 2009. – 12 с.

6. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: 2002. – 224 с.

7. Назаров, С. В. Компьютерные технологии обработки информации [Текст] / С. В. Назаров. – М.: 1995. – 402 с.

8. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 417 с.

9. Симоновский, О. С. Новые информационные технологии [Текст] / О. С. Симоновский. – Ярославль: Издательство АТС, 2001. - 153с.

10. Христочевский С. А., Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. Вып.9 [Текст] / С. А. Христочевский. - М.: Наука. Физматлит, 2003. – 263 с.